Кровавый виноград на земле и пушистая сосна с оккупированной территории

618
3 минуты
Кровавый виноград на земле и пушистая сосна с оккупированной территории
Ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин города Вилюйска Николай Семенович Томский не любил рассказывать о войне.  Это молчание стоило куда больше, чем сказали бы любые слова. Лишь тяжело вздыхал, но однажды он ласково ответил любопытной внучке: «То, что пришлось пережить это страшно, не надо тебе такое знать».  На настойчивые просьбы рассказать, позитивный и добродушный Николай Семенович поделился лишь некоторыми необычными случаями, которые произошли с ним на линии фронта. Их успела записать его дочь Наталья Михайлова.

Случай 1: «В ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции с 3 по 23 августа войска армии вместе с 1-й танковой армией и другими войсками Воронежского фронта продвинулись на 80-90 км и глубоко обошли харьковскую группировку противника с запада.  Этим маневром способствовали освобождению 5 августа Белгорода и 23 августа Харькова и нескольких деревень. Эта операция была жесточайшей. Многих убило, ранило или контузило.

После сражения наступил час тишины. Оставшиеся в живых огляделись - везде разрушенные хаты, развороченные сады и огороды… Первым делом стали собирать убитых и раненых. Раненых бойцов увозили в наскоро организованную санчасть.  Как раз возле хутора был устроен лазарет. Споро работали врачи и медсестры, делали операции, перевязывали солдат, поили, кормили.

Нам с другом Сеней, воевавшим в войсках Воронежского фронта, растительность Украины была в диковинку. Когда после боя с ним отошли чуть поодаль от хутора, то увидели плантации винограда. Раньше и не видели, как он растет. Было очень много гроздьев разных сортов. Мы любовались и пробовали. И заметили, что фашисты, перед тем как покинуть это место, пытались разровнять с землей посадки. Этот раздавленный виноград в большом количестве растекся красными пятнами, похожими на кровь…».

Случай 2: «Однажды зимой 1943 года меня с Никитой вызвал к себе старшина и дал задание. Старшина сказал:
- «Нужна ель или сосна для проведения новогоднего праздника. Понятно?».
- «Понятно, товарищ старшина, - ответил я.  

Затем мы вернулись к своим товарищам. Выбрали в помощь Антона и Валерия, сказали им:
- «Нам дали задание. Найти и срубить дерево для новогоднего праздника».

Ночь. Темно. Сосновый лес находился за территорией, занятой фашистами. Шли, крадучись, по парам. Добравшись до местности, выбрали пушистую сосенку. Я достал топор и осторожно, стараясь сильно не шуметь, срубил дерево, взвалил себе на плечи и потихоньку пошли к своим.

Мы тогда вдохнули запах хвои и вспомнили детство, суровые зимы Якутии, новогодние праздники на родине, как клеили разноцветные цепочки из цветной бумаги, как вырезали из бумаги красивые снежинки.
Задание было выполнено, а вскоре нас пригласили на новогоднюю ёлку к детям в детский дом. В центре комнаты стояла та пушистая сосенка и был приготовлен праздничный обед. Для нас это был незабываемый праздник: мы водили с детьми хоровод, пели песни…».

Николай Семенович Томский в первый раз призван в 1941 году. Был тяжело ранен под городом Харьков на Украине и эвакуирован в госпиталь города Тбилиси в Грузии, а вскоре его отправили домой.  Спустя полгода его вторично призвали защищать Родину. Обратно домой вернулся только в 1945 году.

В молодости работал учителем, после войны трудился председателем РК ДОСААФ, плотником, пилорамщиком в ПМК и председателем районного совета.

Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Фото из семейного архива