«Я в раннем возрасте мечтал стать президентом, — улыбается Петр Иванович. — Но жизнь сложилась иначе. Однажды я понял, что мне нравится объяснять другим ребятам решение задач, помогать друзьям разбираться в физике. Наверное, преподавательская деятельность была предначертана мне судьбой — родители и бабушка были учителями, старшая сестра тоже пошла по этому пути».
Каждый учитель проходит путь становления, и редко кто обходится без наставников, поддерживающих на разных этапах профессионального роста. «Меня сформировали как учителя многие преподаватели, но особенно выделяю двоих, сыгравших ключевую роль в моем развитии. Первая — Ченянова Евдокия Ильинична, учительница физики в Тюнгюлюнской СОШ, где я учился до 9-ого класса. Именно она раскрыла во мне интерес к физике, показав красоту и глубину этой науки. А в Республиканском лицее-интернате ключевой фигурой стал Потапов Виктор Филиппович, народный учитель России. У него я перенял большую часть знаний по методике обучения физике, которые стараюсь применять на своих уроках», — рассказывает Петр Иванович.
Педагог признается, что никаких серьезных сомнений в своем выборе профессии никогда не испытывал: «Я прекрасно осознаю, что наибольшую пользу могу принести именно в профессии учителя. Идя утром на работу, я заранее радуюсь встрече с учениками и коллегами. Эта атмосфера постоянного движения и взаимного вдохновения наполняет меня энергией и придает сил продолжать выбранный путь. Огромная благодарность моим ученикам и всему коллективу Республиканского лицея за такую насыщенную и яркую жизнь».
Главное условие успешной коммуникации между учителем и учеником — человеческая теплота и открытость, считает наш герой. «По-моему, самое важное качество учителя — оставаться человеком. Быть открытым и доступным для диалога. Если ученик видит в учителе живого человека, умеющего сопереживать и слышать, возникает связь. В таком пространстве учащиеся начинают доверять взрослому, перестают бояться спросить непонятное или поделиться переживаниями».
Петр Иванович проводит иногда вечера в разговорах с учащимися, погружаясь даже в обсуждение философии. Они заставляют посмотреть на привычное иначе, открывают удивительные грани собственной личности. «Именно мои ученики сделали меня тем, кем я являюсь сейчас, — делится он. — Каждый из них оставляет частичку себя в моей жизни».
Иногда дети сталкиваются с препятствиями в изучении предметов. Однако Петр Иванович настаивает: «Стоит понимать, что не все ученики станут физиками, поэтому с каждого ученика у меня свой запрос. И всех учеников призываю спрашивать непонятные моменты и ответственно относиться к учебе».
«Коллегам хотел бы пожелать творческого подъема, неиссякаемой жизненной энергии и получать удовольствие от своей работы», — такими словами заканчивает наш разговор Петр Иванович.
История Петра Ноговицына напоминает нам, что настоящие учителя — это не просто специалисты своего дела, а проводники в мир знаний, способные вдохновлять и направлять учеников на протяжении всей жизни. Через признание достижений отдельных профессионалов мы подчёркиваем значимость профессии учителя и говорим «спасибо» всем, кто выбрал нелегкий, но благородный путь передачи знаний новому поколению. Пусть День учителя станет ещё одним поводом вспомнить любимых учителей, поблагодарить их за вклад в наше будущее и вдохновиться на продолжение традиций высокого уровня отечественного образования.
Источник: https://fondyakutia.ru/2025/10/03/petr-nogovitsyn-lyubov-k-professii-vera-v-uchenikov/