Дамбы в Намском районе находятся в неудовлетворительном состоянии и к паводку не готовы

320
5 минут
Дамбы в Намском районе находятся в неудовлетворительном состоянии и к паводку не готовы
Недавнее обследование Ростехнадзора установило, что гидротехнические сооружения (ГТС) «Дамба АЗС - с. Графский Берег - с. Кысыл Деревня» и «Дамба с. Ымыяхтах Намского улуса» находятся в неудовлетворительном состоянии и не готовы к предстоящему паводку.

Так, выявлены поперечные трещины и просадки по телу берегозащитной дамбы. Обнаружено несоответствие ширины по гребню берегозащитной дамбы, - по сведениям регистра ГТС ширина дамы по гребню от 3,5 до 5 м, а по факту 1,5 до 2м, - то есть она в два с лишним раза уже заявленной. Также отсутствует пикетажные обозначения. В адрес собственника вынесено предостережение, проинформированы правительство и прокуратура республики.

Техническое состояние ГТС не позволяет обеспечить надёжную и безопасную защиту населения от паводковых вод, к такому выводу пришло ведомство.

На фоне этой новости и ежедневных сводок о катастрофическом потопе в Оренбуржье, которому способствовали, в том числе, разрушения дамб, гидротехнических сооружений, сетевое издание arcticpost.ru, задалось вопросом, в каком состоянии они находятся в нашей республике.

Готовы ли ГТС и дамбы в Якутии к весеннему половодью? В каких районах существует опасность прорыва гидротехнических и берегозащитных укреплений? Каким населенным пунктам грозит опасность? На эти вопросы сетевого издания arcticpost.ru ответили в Департаменте по водным отношениям и регулированию рыболовства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства республики.

Общая длина защитных дамб Якутска – 19,5 км
Дамбы Якутска вдоль берега реки Лена по технической документации называются «Инженерная защита города Якутска». Ее начали строить в 2001 году. Сооружение имеет пять участков и начинается в районе Намцырского тракта и Кирзавода, идут рядом с ВПП аэропорта Якутск, далее дамба идет вдоль ул. 50 лет Советской Армии и ул.Чернышевского (Зеленый луг). Защитная дамба находится в государственной собственности и в оперативном управлении ГКУ РС (Я) «Исполнительная дирекция по водному хозяйству и организации восстановительных работ по ликвидации последствий паводков в Республике Саха (Якутия)».

В муниципальной собственности города Якутска находятся 28 гидротехнических сооружения, среди них Городской канал, шлюзы на р.Шестаковка, водопропускные сооружения на городских озерах.  

Какая угроза существует для города Якутска?
Опасность для столицы республики может представлять III-й участок, где водохранилище Якутской ТЭЦ.

«На этом участке идет фильтрация воды, вода водохранилища идет на охлаждение оборудования теплоэнергоцентрали, сбрасывается более теплая вода и она находится в круглогодичном движении. На этом участке ежегодно проводятся предпаводковые мероприятия, а во время весеннего половодья организуется круглосуточное дежурство», - объяснила руководитель департамента по водным отношениям минэкологии Зинаида Васильева.    


Какие районы и города в зоне риска
В республике в 125 населенных пунктах установлены территории подверженные затоплению. Города Ленск, Олекминск, Якутск, село Ытык-Кюель защищены дамбами. При этом для инженерной защиты Олекминска требуется капитальный ремонт. По берегоукрепительным сооружениям Вилюйска, села Усть-Янск разрабатываются проектно-сметные документы для капитального ремонта. В случае положительного заключения экспертизы, бюджетную заявку на капремонт берегозащитных сооружений направят в федеральное Агентство водных ресурсов для выделения средств из федерального бюджета.

Многие водохранилища в районах построены хозспособом, ГТС в улусах не субсидируются
Так прокомментировали ситуацию вокруг дамб в улусах в департаменте минэкологии Якутии. На 26 из 83-х ГТС в улусах документы не оформлены должным образом. Большая часть сельскохозяйственных мелиоративных сооружений и дамб построены в 1960-1970-х годах прошлого столетия и требуют капитального ремонта или реконструкции.

«До 2020 года по ГТС, находящихся в собственности муниципальных образований, мы направляли субсидии из бюджета республики. А в связи с изменениями бюджетного законодательства, субсидии больше не предоставляются. Районы сами обязаны предусмотреть в своих бюджетах деньги на содержание ГТС с необходимым обоснованием для получения дотации из государственного бюджета», - констатируют ситуацию с содержанием ГТС в улусах в департаменте Минэкологии.      

«Можем потерять сооружения»
«Мы требуем, чтобы муниципальные образования для содержания и эксплуатации ГТС предусматривали достаточные финансовые средства. Если ежегодно не проводить их текущий ремонт после прохождения паводковых вод, то не будет обеспечена безопасность гидротехнических сооружений и мы не сможем защитить населенные пункты от затопления.

Также имеются водохранилища без правоустанавливающих документов, которые нужны для водоснабжения населения, для водопоя сельхозживотных. Их должны по требованиям федерального законодательства регистрировать в государственном реестре, в данном случае, в Росреестре. Иначе, мы можем потерять сооружения», - говорит руководитель департамента по водным отношениям.  

Еще одна проблема с дамбами в районах – многие районы в свое время включили дамбы в реестр. «Это не дамбы, а переходы через речные протоки, через ручьи и т.д. для проезда сельхозтехники, на сенокосные угодья, для перегона домашнего скота. И по незнанию муниципалитеты обозначили эти переходы «дамбами» и включили их в реестр. А теперь надзорный орган Ростехнадзор требует на них всю необходимую документацию: расчеты вероятного вреда, декларацию безопасности и другие документы», - объясняют проблему с дамбами в районах в департаменте по водным отношениям. Например, только в Хангаласском улусе 15 таких переходов включены в реестр как «дамбы». А вывести их из федерального реестра очень трудно.

В случае положительного решения с «дамбами» в Хангаласском улусе, то механизм применят и по другим сооружениям, ошибочно занесенным в федеральный реестр.      
  
Количество ГТС может увеличиться  
В Якутии всего зарегистрировано 317 гидротехнических сооружений. Из них 198 находятся в государственной собственности, 83 - в муниципальной, 36 – в собственности предприятий, в основном, это недропользователи. В собственности недропользователей находятся отстойники, очистные дамбы, хвостохранилища.  Хвостохранилище Куларской ЗИФ в Усть-Янском районе полностью ликвидировано в плане экологической безопасности.
Ежегодно Департамент по водным отношениям Минэкологии республики проводит инвентаризацию ГТС, защитных дамб и их количество может увеличиться по формам собственности.  

«По федеральному законодательству, собственники гидротехнических сооружений обязаны обеспечить безопасность ГТС, то есть, они должны содержать, эксплуатировать, проводить текущий ремонт, чтобы ГТС соответствовали требованиям, а надзор за ними осуществляет Ростехнадзор», - уточнила руководитель департамента по водным отношениям Минэкологии Зинаида Васильева.
Фото: arcticpost.ru