Снегопады в октябре-ноябре значительно превысили нормы, создавая риски для логистики и безопасности. В Среднеколымском и Нижнеколымском районах высота снежного покрова превысила показатели 2024 года на 7–12 см. А в Аллаиховском районе — и вовсе в три раза, достигнув 67 см. Это аномалия, которая ставит под вопрос своевременное устройство автозимников.
Речь идет о зимниках «п. Жиганск – Аэропорт», (Стрекаловка до 3 тонн), «с. Оленек – с. Харыялах», (Оленек до 3 тонн), «с. Верхневилюйск – с. Хоро», (Вилюй до 4 тонн).
«Снега в этом году выпало намного больше, чем в прошлом. Вдобавок похолодало намного позже. Для сравнения: толщина льда на данном участке в прошлом году составляла от 25 до 45 см, высота снежного покрова - 5 см, что при температуре воздуха в среднем -33℃ позволяло льду быстро набирать толщину», - сообщил начальник Эвено-Бытантайского дорожного участка КП "Дороги Арктики" Василий Горохов.
Так, в посёлке Черский Нижнеколымского района высота снежного покрова составила 40 см ( в прошлом году – 16 см), на участке Зелёный Мыс – граница Чукотсткого автономного округа автозимника «Арктика» она местами доходит до 90 см. Снег, действуя как изолятор, замедляет охлаждение воды, что препятствует быстрому нарастанию прочного ледяного покрова, необходимого для безопасного проезда техники.
С 21 октября, как только позволила погода, начались активные работы по устранению последствий снегопада. Однако сильные порывы ветра сводят все усилия дорожников на нет: расчищенные участки быстро заносит вновь. Объемы снега превышают норму в два раза. В операции по устранению последствий пурги задействована целая бригада техники — три колесных бульдозера «К-700», три шнекороторных снегоочистителя и один фронтальный погрузчик. По прогнозам метеорологов, улучшение погоды ожидается с вечера 28 октября. Как только работы по ликвидации заносов завершатся, движение по дороге возобновится для всех типов транспорта.
Сейчас средняя температура воздуха здесь составляет около -7℃, а уровень осадков значительно превышает норму для октября месяца, достигая до 50 сантиметров. В таких условиях процесс формирования льда на водоемах и замерзания почвы на сухопутных участках автозимников происходит очень медленно. Эти природно-климатические условия создают серьезные проблемы для всей дорожно-транспортной инфраструктуры, особенно для сезонных автомобильных дорог.
После сентября, побаловавшего жителей Якутии летним теплом и обрушившегося ранним обильным снегом, в республику пришел октябрь, который по уточненному прогнозу предполагается по режиму температуры около нормы. Осадки также ожидабтся около нормы, местами на севере, северо-востоке — менее обычного.