Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – Госпожа Зима, Укрывающая Снегом готовит землю к долгой зиме

274
6 минут
Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – Госпожа Зима, Укрывающая Снегом готовит землю к долгой зиме
Сегодня отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, обозначающий встречу осени с зимой. В обыденной жизни народ сокращал его до короткого и всем понятного – Покров, и это означало не столько то, что покрывает – покрывало, плат, сколько защиту.
В связи с этим arcticpost.ru публикует статью об истории создания образа Госпожи Зимы, которая в аналогии с православной верой также являет собой защитницу всего живого в Срединном мире. Автором костюма и самого мыслеобраза является легенда якутской моды, философ, педагог и писатель Августина Филиппова. 10 лет назад она рассказала журналисту arcticpost.ru что вдохновило ее на создание Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй и поведала об истинной миссии главной якутской Госпожи. Следом мы опубликуем сказку, сочиненную Августиной Николаевной во время создания образа Госпожи Зимы. Трогательная легенда о любви и милосердии объясняет роль и место Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй в пантеоне якутских мифоэпических образов, раскрывает историю рождения и неистового буйства Чысхаана, объясняет круговорот времен года…

Новое творение Августины Филипповой защищает мир
В пантеоне якутских «холодных» мифологических персонажей появилось еще одно действующее лицо - Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй - Госпожа Зима, Укрывающая Снегом. Образ, над созданием которого работала модельер Августина Филиппова, якутяне могли лицезреть на церемонии передачи символа холода Чысхааном Деду Морозу и зажжения главной елки столицы.
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма республики, решившее, что для пущего эффекта проекту «Зима начинается с Якутии» требуется образ, собственно олицетворяющий этот сезон года, обратилось с просьбой к Августине Филипповой, с которой это ведомство связывает давняя дружба.
«Сказали, что никто кроме меня не сможет воплотить эту идею. Честно говоря, я не сразу поняла, чего от меня хотели. Поначалу даже подумала, что это чуждый традиционной якутской культуре персонаж», - признается модельер. Однако затем она поменяла свое мнение: «Как и многим другим народам, проживающим в северных широтах, нам, якутам, этот образ отнюдь не чужд. Ведь зима действительно начинается с Якутии».
Такой ход мысли сроднил модельера с персонажем, который ей предстояло создать:
- И меня посетило вдохновение – образ возник сразу, во всех мелких деталях и красках.
Начала думать – как наступает зима? В межсезонье, когда «отговорила» уже золотая осень, природа становится серой и голой, ничем не прикрытой – листва опадает, трава жухнет. И вот представьте себе, если бы на землю сразу пришел Чысхаан со своей лютой стужей, все живое бы вымерло. Чтобы этого не случилось, приходит Госпожа Зима и готовит землю к предстоящим испытаниям.
А является она так. Становится прохладно, и с первым мелким снегом прилетают снегири, предвещающие наступление Зимы. Она устилает природу толстым теплым одеялом белого пушистого снега, защищающим землю от лютой стужи Чысхаана. Так и родилось имя моего персонажа – Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – Госпожа Зима, Укрывающая Снегом (от слова Yллyктююр – укрывать, устилать).
Сама она степенная, плывет словно лебедь, окутанная в белый пух снега. Поэтому облачаться в этот наряд настоящая якутская Далбар Хотун, известная своей томностью, щедростью и милосердием.
Костюм выдержан в сине-бело-голубых тонах, вышит якутскими узорами и оторочен белоснежным мехом. Как и у Чысхаана посох, так и у Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй есть своя волшебная палочка – маленький жезл.
На его навершие сидит снегирь – предвестник наступления холодов. Это его пух разлетается по всей земле, когда Госпожа Зима взмахивает жезлом – чем больше пассов она делает – тем сильнее кружится снегопад.
Как и в случае с Чысхааном модельер придумала сказку, которая объясняет роль и место Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй в пантеоне якутских мифоэпических образов. Ее то и рассказывала Августина Николаевна своим модисткам, воодушевляя их на интересный проект.
И надо сказать, что у нее получилось. Примерно за месяц наряд был готов. «С моими помощницами мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Евгения Лукина и Наталья Михайлова – модистки, с которыми я работаю еще с 90-х годов. Они профессионалы своего дела, прекрасно знают особенности посадки якутского национального костюма, специфику работы с мехом. Евгения воплощает в реальность головные уборы моих ансамблей, которым я всегда уделяю особое внимание.
Все костюмы – результат совместного творческого азарта, который подстегивает быстро и качественно выполнять работу, всем хочется увидеть, что в итоге получится», - говорит Августина Николаевна.
Все выкройки модельер делает сама, а золотые руки ее помощниц исполняют ее задумку. Их совместному творчеству могут помешать лишь внешние факторы, как допустим отсутствие нужных тканей. Так, уже который год коллекция по сказкам Пушкина, созревшая в голове якутского кутюрье, не может найти своего воплощения. «Для того, чтобы приступить к работе, мне нужно иметь все расходные материалы, иначе дело не спорится. Ткани мы покупаем от случая к случаю, поскольку не являемся юридическим лицом и не обладаем необходимыми средствами, возить под заказ не можем», - сетует моя собеседница.
Но в случае с нарядом Госпожи Зимы, как по провидению, все оказалось в нужном месте и в нужный час. Хотя есть одно обстоятельство, влившее маленькую ложку дегтя. У модельера были все материалы, кроме ткани с розовато-лиловым оттенком: «Я хотела достичь сложной смеси тонов холодной гаммы, в основе которой должен быть розоватый цвет. Поскольку сроки поджимали, сшили из того, что было. Тем не менее, костюм получился удачным, я довольна результатом, заказчик тоже. Да и ткань по большому счету подвернулась хорошая – голубого цвета с жаккардовым рисунком, напоминающим морозный узор и изморозь на ветвях деревьев».
Августина Филиппова последовательно пополняет «зимнюю» коллекцию. Вот как она объясняет причины особой любви к таким персонажам: «Как бы ни парадоксально ни звучало, именно морозы и холодное дыхание Северного ледовитого океана позволяют сохранять жизнь в республике, даже больше – нынешнее устройство мироздания».
Первой родилась Муус Кудулу – Хозяйка Ледовитого океана, являющегося макушкой мира. Затем последовали красавица Чолбон Куо – Утренняя звезда и затем – Повелитель холода Чысхаан. И вот теперь ряд пополнила Кыhын Хотун Yрюн Yллyкэй.
Модельер не останавливается лишь на создании образов и воплощении их костюмах. «Хочу снять мультфильм или даже серию об этих персонажах. Потому что это наиболее доступная форма, позволяющая донести до молодого поколения основы якутской культуры. Кроме того, это образовательный проект, прививающий основы принципы экологического воспитания. Это в первую очередь нужно детям. Думаю, и взрослым было бы интересно».
На самом деле, пусть Августина Филиппова известна в первую очередь как модельер, она не ограничивается лишь созданием костюмов и коллекций. Удивляет широта ее культурного пространства, ее стремление к универсализму в век главенства узкой специализации. Она сама сочиняет стихи и сказки, пишет картины, создает фарфоровые статуэтки персонажей олонхо, иллюстрирует книги. «У каждого творца есть свой творческий подход. Мой заключается в визуализации образов олонхо, мифов, лежащих в основе нашей культуры. Согласитесь, человеку, а тем более ребенку гораздо проще понять и принять обширный культурный пласт, когда он имеет перед глазами воплощенные образы. Одними сказаниями и песнями здесь не обойтись», - говорит Августина Николаевна.