
Таблички с ярко синими и фиолетовыми логотипами растут как грибы после дождя, пользователи радуются удобству и стоимости товаров, зачастую не имея представления, насколько обоснованы последние.
В сетевое издание arcticpost.ru обратился читатель, возмущенный наценкой за заказанный товар. Он рассказал, что в конце декабря приобрел набор пробников духов за 476 руб. Товар понравился, через три месяца он решил его перезаказать и удивился стоимости, которая выросла в 23 раза. Набор пробников стоил 11 тысяч рублей. На момент написания материала, товар был раскуплен.
С вопросом кто формирует и контролирует цены на маркетплейсах сетевое издание arcticpost.ru обратилось к региональным профильным структурам и изучило информацию по законодательству.
В юридическом отделе Роспотребнадзора подчеркнули, что цены на парфюмерную продукцию не регулируются законом о защите прав потребителей. Кроме того, законодательством контролируется только стоимость социально значимых товаров.
Это подтвердили и в Якутском УФАС России, сообщив, что антимонопольный орган рассматривает тарифы производителей, в то время как маркетплейсы занимаются перепродажей.
Как прокомментировал сетевому изданию arcticpost.ru главный специалист отдела потребительского рынка Департамента предпринимательства Окружной администрации города Якутска Владимир Костев, законы, прежде всего, контролируют цены на товары первой необходимости. Есть рекомендованная цена для товаров второй линии. Стоимость на продажу иных товаров, никто не может ограничивать, в том числе и пункты выдачи, которые в цепочке «продавец – потребитель» выступают лишь в качестве курьеров, получая процент от продавца.
«Предприниматель регистрируется и сам маркетплейс указывает, где можно открывать пункты выдачи, а где нельзя. Это федеральные, большие зарегистрированные компании, их юридические адреса находятся не в Якутске. Кроме того, есть федеральное законодательство о свободе предпринимательской деятельности. Город не может наложить на него ограничения и установить контроль», - пояснил он.
Ценообразование на всех маркетплейсах схоже в целом, но различно в нюансах. Например, каждая площадка устанавливает для селлеров комиссию за размещение товаров, и она может различаться по категориям и зависит от типа продаж (FBO или FBS).
Начальник отдела сопровождения проектов Центра «Мой бизнес» Алексей Ефимов сообщил arcticpost.ru, что благодаря сотрудничеству Министерства предпринимательства, торговли и туризма РС (Я) и Центра «Мой бизнес» на популярных маркетплейсах Ozon и «Ярмарка мастеров» появилась региональная витрина «Сделано в Якутии». Также ведется работа по запуску такой витрины на Wildberries.
Данная витрина предназначена для уже действующих продавцов маркетплейсов для их дополнительного продвижения. Это позволяет местным брендам заявить о себе широкой аудитории. Сейчас в витрине размещены разнообразные изделия, включая ювелирные украшения, изделия народного промысла, обувь, одежда и национальные сувениры.
Для участия в программе нужно выполнить определенные требования, такие как наличие ID продавца и статус субъекта МСП или самозанятого из Якутии. Кроме того, нужно иметь в наличии товары под личным брендом, соответствующие производственному ОКВЭДу. Подробная информация представлена на портале малого и среднего предпринимательства в Якутии «Мой бизнес».
При этом Ефимов подчеркнул, что стоимость товаров формируют сами продавцы.
Многодетная мама из Якутска Саина Андреева год была селлером на Wildberries. Она рассказала, что стоимость товаров на маркетплейсе формируется по гибкой системе и постоянно меняется. Нужно регулярно изучать статистику, продукцию конкурентов, закупы и другие индикаторы, и основываясь на этих данных менять и свою цену на товар. Сам маркетплейс, забирал совсем невысокий процент от стоимости покупки.
Значит ли, что стоимость товаров на маркетплейсах не регулируется? Что говорит законодательство.
В декабре 2024 года Госдума приняла закон об обязанности маркетплейсов подтверждать качество товара - размещать в его описании ссылку на реестр сертификатов соответствия. Документ инициирован группой депутатов и сенаторов, поправки вносятся в закон "О защите прав потребителей".
Закон разработан в целях совершенствования механизма реализации права потребителей на получение достоверной информации о товарах и об их изготовителях.
Нововведения не будут распространяться на случаи реализации продавцом бывших в употреблении товаров и случаи, если договор купли-продажи заключается в торговом объекте, в котором для потребителей предусмотрена возможность ознакомиться с информацией об обязательном подтверждении соответствия товаров.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2026 года, это связано с тем, что маркетплейсам нужно время, чтобы обеспечить продавцам техническую возможность размещать ссылку на реестр Росаккредитации.