Более половины площади России относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов

861
6 минут
Более половины площади России относится к районам с ограниченными сроками завоза грузов
С 1 апреля вступает в силу федеральный закон  «О северном завозе». Он определяет понятийный аппарат и распределение полномочий, связанные с доставкой жизнеобеспечивающих товаров на Крайний Север, вводит институт планирования, категорирование грузов и государственную информсистему мониторинга, а также уточняет меры господдержки и перечень территорий северного завоза.

«Федеральные решения по вопросам бесперебойного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости жителей Крайнего Севера отрабатывались на примере республики. В августе 2023 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза», – отметил Глава Якутии Айсен Николаев.

Он в подчеркнул, что реализация данных решений должна быть синхронизирована с проводимой на республиканском уровне работой по организации северного завоза.

К районам с ограниченными сроками завоза грузов относится более половины площади России. Здесь, на территории 25 субъектов РФ, располагаются 4108 населенных пунктов. Но жителей - лишь 2,1 процента населения страны. Для относительного комфортного их проживания в 2022 году было доставлено 3,4 миллиона тонн грузов (на 99,7 миллиарда рублей), в 2023-м - 3,7 миллиона. Основная доля - это жидкое и твердое топливо.

Причем более 84 процентов объема северного завоза приходится на три региона ДФО: Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Камчатский край. В каждом из них свои особенности. В Якутии основная часть грузов идет по Северному морскому пути из Архангельска и Мурманска, затем развозится речным транспортом в короткий навигационный период, остальное - через Усть-Кут (Иркутская область) и поселок Нижний Бестях.

Основным ограничением при организации снабжения труднодоступных территорий стало неудовлетворительное состояние транспортно-логистической сети: средний уровень износа 176 базовых объектов опорной инфраструктуры северного завоза достиг 81,6 процента. В наибольшей степени это относится к водному транспорту, который обеспечивает 52 процента поставок.
Средняя заработная плата в большинстве регионов ДФО выше, чем в целом по России. В ТОП-10 - пять дальневосточных субъектов: ЧАО - 142,5 тысячи рублей, Камчатка - 127,1, Колыма - 123,8, Сахалинская область - 105,6, Якутия - 101,3 тысячи, сообщает «Российская газета».

Однако, несмотря на такие цифры, платежеспособность населения ограничена, поэтому затраты на обеспечение северного завоза не компенсируются за счет выручки. По продовольственным товарам разница в ценах в сравнении со среднероссийским уровнем достигает 5,6 раза, по непродовольственным - двух раз. Так, конечная стоимость завозимых овощей и фруктов в 1,4 - 6,9 раза выше розничных цен поставщиков из Владивостока. По молочным продуктам и яйцам разница от 1,6 до 5,5 раза, хлебобулочным изделиям - от 1,8 до 4,3 раза. Но поскольку северный завоз имеет социальную значимость, эта система действует при государственной поддержке. Основной объем расходов (63 процента) приходится на Камчатку, Чукотку, Якутию.

Помощь предоставляется преимущественно в форме субсидий, что предполагает обязательное софинансирование получателем средств. Государственная финансовая поддержка идет из региональных бюджетов и в совокупности с федеральными трансфертами покрывают лишь 27 процентов затрат участников завоза.
Исполнение федерального закона «О северном завозе» позволит сбалансировать систему государственной финансовой поддержки снабжения северных труднодоступных территорий и оптимизировать логистику доставки товаров.

Один из шагов в этом направлении - создание цифрового двойника «Северный завоз», предназначенного для сбора, обработки, хранения, анализа и предоставления данных о поставках грузов жизнеобеспечения, а также для планирования и мониторинга. База данных цифровой информационно-аналитической системы содержит сведения о 25 регионах РФ, осуществляющих завоз. В реестре более 70 ключевых поставщиков грузов, свыше 1000 грузополучателей, 1392 объекта складской инфраструктуры, 40 основных номенклатурных позиций завозимых товаров, 27 различных видов транспортных средств (в том числе БПЛА и дирижабли), 10000 основных маршрутов поставок.

Для мониторинга северного завоза формируется новая федеральная государственная информационная система (ФГИС). Постановление об этом подписал Председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
«ФГИС - одно из главных нововведений закона, - подчеркнул глава минвостокразвития Алексей Чекунков. - Между собой условно называем ее «Яндекс.Севзавоз» - чтобы весь процесс был таким же удобным и прозрачным, как привычные сервисы Яндекс.Такси, Яндекс.Еда».

Планируется, что ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-2026 годов. С ее помощью предполагается обеспечить централизованное планирование и своевременно выявлять риски сбоя поставок тех или иных грузов, построить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, обеспечить специальную маркировку грузов северного завоза и автоматизировать сбор статистической информации.

В регионах с ограниченными сроками доставки грузов приступили к совершенствованию системы северного завоза еще до принятия федерального закона. Наработан определенный опыт, особенно в Республике Саха (Якутия).

К примеру, в Якутии оптимизировали логистическую схему транспортировки товаров, перепроектировав в 2021 году цепочку завоза в муниципальные образования, расположенные в северо-восточной части региона. В итоге в три раза снизились транспортные затраты, а экономия составила 400 рублей за килограмм перевозимого груза.

Правительство республики в 2020-м подписало соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по государственным резервам. Подлежащая разбронированию продукция используется для обеспечения северного завоза. Так, в 2022 году из запасов Росрезерва в регион было поставлено 1370 тонн продуктов питания.

Очень важный шаг - формирование сети торгово-логистических центров, состоящих из магазина самообслуживания, овощехранилища, холодильников, теплого и холодного складов. Их ввод позволяет снизить цены на социально значимые продовольственные товары до 59 процентов. Уже действуют восемь ТЛЦ, а до конца 2025 года они должны появиться во всех 13 арктических районах Якутии.

Среди других региональных практик - модернизация котельных с использованием механизма государственно-частного партнерства и строительство тепличных комплексов. Перевод 12 старых мазутных котельных в Верхнебуреинском районе Хабаровского края на более современные мощности даст экономию свыше 800 миллионов рублей в год, так как потребление топлива уменьшится на четыре тонны в день. Круглогодичные теплицы в зоне вечной мерзлоты в Якутии и на Чукотке уже помогли сократить завоз свежих овощей и зелени, а в перспективе полностью обеспечат потребность жителей в огурцах и томатах.
«Внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и снизить на 20 процентов их стоимость для конечных потребителей», - считает Алексей Чекунков.

Федеральный закон определяет состав территорий северного завоза. В ходе его подготовки выяснилось, что в перечень включены поселения, где не проживают люди или где уже решены проблемы снабжения, например, за счет оптимизации логистики.

«Наши аналитики провели своего рода инвентаризацию более четырех тысяч населенных пунктов, которые относятся к северному завозу. Оказалось, что в списке были даже упраздненные поселения», - рассказал административный директор ФАНУ «Востокгосплан» Виталий Кубичек.

Ученые выделили три группы населенных пунктов - «поддерживающего», «базового» и «критического» завоза. Третья категория - самые «тяжелые» территории, очень отдаленные, со сложным климатом. Здесь для бесперебойного снабжения требуется усиление роли госрегулирования, в первую очередь на федеральном уровне. К этой группе в ЧАО относится 39 населенных пунктов, в Магаданской области - девять, на Камчатке - 35, в Сахалинской области - три, в Хабаровском крае - 57, в Бурятии - два, в Забайкалье - девять, в Приморье - четыре, в Амурской области - один, в Якутии - 233.

Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)
Фото ЯСИА