Северному завозу нужна федеральная поддержка

29
3 минуты
Северному завозу нужна федеральная поддержка
К такому выводу пришли эксперты, принимавших участие в среду в круглом столе в Совфеде на тему "Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки", передает ТАСС.
Организация северного завоза грузов на труднодоступные территории Крайнего Севера нуждается в федеральном участии и создании единых логистических центров. Это позволит избежать проблем со срывами сроков доставки и снизить цены на продукты.
Северный завоз осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов России. Основной объем завоза приходится на четыре региона - Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно так обеспечивается снабжение около 3 млн человек.
Представители регионов высказали свои мнения.
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев предложил возродить идею создания федерального фонда государственной поддержки завоза продуктов в районы Крайнего Севера. Эти средства могли бы направлять на компенсации для малого и среднего бизнеса, который занимается межрайонной и внутрирайонной доставкой социально значимых товаров.
Заместитель губернатора Чукотского АО Виктор Бочкарев говорил о необходимости возобновить федеральную поддержку северного завоза для обеспечения продовольственной безопасности субъектов крайнего Севера и тех субъектов, куда осуществляется северный завоз. А также о создании на основе государственно-частного партнерства единого логистического центра или единого оператора или пул операторов, которые будут осуществлять северный завоз.
Врио заместителя председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова отметила, что обеспечение отдаленных районов продовольственными товарами осуществляется предпринимателями, централизованного завоза, конечно, как и у многих, нет.
Эксперты подчеркнули, что транспортные расходы сегодня составляют до 80% стоимости продуктов, которые привозят в рамках северного завоза. Одним из решений проблемы участники обсуждения считают строительство транспортно-логистических центров в Арктике.
Они отметили положительный опыт Якутии, где открылась первая подобная точка. Глава Нижнеколымского района республики Валерий Сентяков привел в пример разницу в ценах на овощи: если в райцентре килограмм картошки обходится в 700 рублей, то в появившейся новой торговой точке ее можно купить за 74 рубля.
"На следующий год торгово-логистические центры будут строиться в пяти арктических районах, в том числе и Нижнеколымском", - рассказал он.
Перспективы с доставки продуктов есть и у малой авиации, считает Сентяков. В этом году впервые за 30 лет овощи и фрукты были доставлены людям по воздуху.
"Это сейчас выход и для почтовых грузов, и тундровых перевозок, и санрейсов. Это не затратно. Наш институт выпускает много авиаторов, поэтому я хотел бы, чтобы в нашем районе была самая сильная авиация", - добавил он.
Напомним, что специфика Северного завоза в республике обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, а также низкой транспортной обеспеченностью. Основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период с дальнейшей доставкой до пунктов назначения автомобильным транспортом в период действия автомобильных дорог.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) №2078 от 6 октября 2021 года утверждена Стратегия совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года. Определены долгосрочные цели, задачи, приоритеты и этапы развития системы завоза топливно-энергетических ресурсов в республику. Реализация Стратегии призвана обеспечить необходимые инфраструктурные условия для устойчивого и инновационного развития республики.