Для выявления региональных различий в данной сфере эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по качеству дорог. В данном рейтинге регионы сравнивались по доле автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности соответствующих автомобильных дорог на конец 2023 года.
Все автомобильные дороги делятся на три типа – автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения и автомобильные дороги местного значения. При этом в подавляющем большинстве российских регионов более 90% всех автомобильных дорог общего пользования приходится именно на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения и местного значения. В целом по стране доля таких дорог составляет 96%. Из общего списка выделяется только Магаданская область, где на долю автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения приходится 69% всех автомобильных дорог. Еще в восьми регионах (Хабаровском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Алтай, Республике Калмыкия, Еврейской автономной области, Республике Карелия, Сахалинской области и Мурманской области) доля таких дорого находится в диапазоне от 78% до 90%.
В целом по России 54,1% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения отвечают нормативным требованиям. Как показало исследование, в 45 субъектах РФ доля таких дорог хуже общероссийского уровня, и соответственно, лучше общероссийского уровня состояние дорог в 40 регионах.
Лидером рейтинга по качеству дорог стала Москва с показателем доли автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения, отвечающих нормативным требованиям близким к 100%. В лидирующую группу также входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Краснодарский край, Челябинская область и Республика Ингушетия, где доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения, отвечающих нормативным требованиям, находится в диапазоне от 80% до 90%. Как видно из рейтинга, наилучшее качество дорог характерно преимущественно для экономически развитых регионов, но в данном случае Республика Ингушетия стала исключением. Примечательно, что в этом регионе одна из самых больших плотностей автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (больше только в городах федерального подчинения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).
Наиболее неблагополучно ситуация обстоит в Архангельской области, где нормативным требованиям отвечает только 15,7% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения. В том числе в регионе нормативным требованиям отвечает 31,4% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и всего 6,4% автомобильных дорог общего пользования местного значения. При этом можно отметить, что в области наблюдается позитивная динамика, и доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, в последние годы повышается.
Еще в двух субъектах РФ доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения отвечающих нормативным требованиям находится в диапазоне от 25% до 30%.
Если рассмотреть ситуацию по Федеральным округам, то в Центральном ФО наименьшую долю дорог, отвечающих нормативным требованиям, имеет Ярославская область, в Северо-Западном ФО – Архангельская область, в Южном ФО – Волгоградская область, в Северо-Кавказском ФО – Карачаево-Черкесская Республика, в Приволжском ФО – Кировская область, в Уральском ФО – Свердловская область, в Сибирском ФО – Алтайский край, в Дальневосточном ФО – Амурская область.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, в ближайшей перспективе доля дорог, отвечающих нормативным требованиям будет расти за счет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». По словам Руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, новая редакция пятилетнего плана дорожной деятельности, которую приняли в январе 2024 года, предусматривает реализацию 380 проектов строительства и реконструкции дорог. До конца 2024 года к нормативному состоянию планируется привести 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях. в частности, планируется построить и реконструировать более 602 км региональных автомобильных магистралей. К 2030 году 60% автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения будут приведены в нормативное состояние, спрогнозировали в РИА Рейтинг.
Добавим, в данном списке Якутия оказалась на 60 месте. На конец 2023 года нормативным требованиям здесь соответствовали 45% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет 4,1 на 1000 км2.
Отметим, согласно данным Агентства, за год республика довольно успешно улучшила свои позиции, поднявшись с 79 места. Так, по итогам 2022 года нормативным требованиям отвечали 34,6% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения.
Фото: Якутия.Инфо/Александр Ариносов