Минвостокразвития планирует запустить в Якутию чартеры

47
4 минуты
Минвостокразвития планирует запустить в Якутию чартеры
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков считает забавным соперничество Верхоянска и Оймякона за звание Полюса холода. Об этом он заявил в интервью, опубликованном в «Российской газете».
В первую очередь разговор коснулся транспортной доступности регионов Дальневосточного федерального округа. Так, финансирование субсидируемых тарифов для дальневосточников увеличено с 5,49 до 6,5 млрд рублей. Еще 4 млрд выделяется на субсидирование магистральных авиаперевозок для граждан, которые пользуются социальными льготами.
Главный результат 2021 года - создание Единой дальневосточной авиакомпании. Это полноценная межрегиональная компания, в которой каждый из 11 регионов имеет свое представительство. Межрегиональные дальневосточные линии получили серьезный толчок для развития. Первые 20 социальных маршрутов были профинансированы на 1,23 млрд рублей в 2021 году. В 2022 году 5,9 млрд выделено на субсидирование 36 социально значимых межрегиональных маршрутов.
Следующая цель - 535 маршрутов к 2025 году и 2 миллиона пассажиров в год. Это потребует расширения и обновления авиапарка. Уже подписан график - будет закуплено 45 новых самолетов российского производства SSJ-100, Ил-114, Л-410 и ЛМС "Байкал" в 2022-2025 годах.
Понятно, что это связано с высокими ожиданиями инвесторов от развития туристического комплекса. В 2022 году планируется запуск чартеров на Камчатку и в Якутию. Как рассказал глава ведомства, сейчас на Дальнем Востоке более 2100 гостиниц, они могут принимать одновременно 52 тыс. постояльцев. Правда, из них классифицированных гостиниц всего 962. Но отрасль развивается. С 2017 года в пять раз выросло количество резидентов ТОР, реализующих турпроекты. Строятся более 200 объектов туриндустрии, включая два глэмпинга - в Якутии и Приморье.
«Есть экзотические места, которые привлекают туристов совершенно необычным турпродуктом. Например, полюс холода. Это даже забавно. Извечное соперничество Верхоянска и Оймякона приводит к тому, что некоторые люди, охотясь за самым предельно низким градусом, едут и туда, и туда. Трудно себе представить, что такое -50, я уже не говорю про -65, но это тоже туристическая фишка, которую надо правильно развивать. Якутия, например, подхватила туризм экстремальных холодов», - отметил Алексей Чекунков.
Параллельно началась реализация программы "Дальневосточный квартал", направленной на развитие комплексного жилищного строительства. Дальневосточные кварталы появятся в Приморье, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Улан-Удэ, Чите и Якутске.
Что касается развития городской среды в Арктике, то из-за таяния вечной мерзлоты деградируют фундаменты, есть риски ущерба для железных дорог, газопроводов. Температура верхних горизонтов вечной мерзлоты в Арктике за последние 30 лет выросла примерно на 1,5-2,5 C. У некоторых муниципалитетов есть программы для жилых зданий, для которых деформации пока не превышают допустимые. Для прогнозирования устойчивости зданий и инженерных сооружений минприроды разрабатывает специальную систему мониторинга вечной мерзлоты. И все эти наработки сейчас задействуются и в жилищно-коммунальном строительстве в Норильске и Якутске.
По словам Чекункова, в некоторых аспектах глобальное потепление помогает России, как северной державе, - например, расширяется ореол для сельского хозяйства. Больше появляется территорий, где возможно заниматься растениеводством, животноводством.
«Современные технологии позволяют делать все что угодно. В Дубае можно кататься на лыжах, а в Якутске клубнику выращивают в теплицах. В Якутии есть лыжная трасса в ангаре, стоящем над теплотрассой. И когда снаружи -50, уж точно погода не для лыж, внутри этого никак не обогреваемого помещения -10, тепло отдает теплотрасса. Это экзотические примеры, но они показывают тренд. Смекалка и изобретательность людей, живущих в этих суровых условиях, иногда дают такие необычные решения, эффективные и дешевые, которые нигде в мире не встретишь», - отметил Чекунков.
В интервью не обошли стороной и вопрос о северном завозе. В этом году законопроект будет внесен в Государственную Думу. Он определит, что это такое, кто его участники, каковы их обязанности, ответственность, как взаимодействуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. С тем, чтобы была ответственность у перевозчиков в первую очередь обслуживать социальные грузы, у портов - переваливать социальные грузы, у регионов - заранее давать заявки на эти грузы. Возможно, будут введены биржевые механизмы, чтобы снизить цены. Дальше электронная система рассчитает оптимальную логистику с учетом транспортных средств, наличия складов, мощностей портов.
«На примере Якутии мы уже оцифровали более 600 населенных пунктов, тысячи точек логистических и несколько сот судов. Также будем оцифровывать грузовики. В Якутии система будет тестироваться в начале 2022 года. И к середине года, в случае успеха, распространим ее уже на всю Арктическую зону РФ», - резюмировал Алексей Чекунков.