Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера Константин Роббек в своем докладе подчеркнул, что государственная национальная политика является одним из важнейших приоритетных направлений деятельности органов государственной власти. В последнее время наметилась положительная тенденция, что абсолютное большинство проектов нормативно-правовых актов перед принятием обсуждаются с участием активистов общественного движения коренных малочисленных народов.
В качестве примера Уполномоченный привел ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин КМНС СС и ДВ РФ», который перед принятием проходил весьма длительное согласование не только с органами государственной власти субъектов РФ, но и с представителями общественных организаций КМНС СС и ДВ РФ. Поскольку изменения направлены на упорядочение вопросов создания и деятельности общин малочисленных народов и касаются непосредственно жизнедеятельности общин, такие публичные обсуждения напрямую влияют на качество принимаемых законов.
Константин Роббек отметил, что совместно с народными депутатами республики удалось регулировать вопрос неподъемных для представителей коренных малочисленных народов Севера ставки платы за единицу площади охотничьего угодья. Были внесены соответствующие изменения в Постановление за № 358 Правительства РФ и на сегодня ставка платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона составляет 0,1 рубля за 1 гектар охотничьего угодья.
Он также проинформировал, что по обращению общественных организаций КМНС ДВ и СС, для реализации права на осуществление охоты, совместными усилиями удалось урегулировать еще одну проблему. 17 декабря 2022 года вступил в силу приказ Минприроды России, снижающий административные барьеры для реализации права на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Согласно Приказу Минприроды РФ в Порядке выдачи и аннулирования охотничьего билета появился новый пункт, согласно которому заявитель вправе дополнительно указать свою национальность об осуществлении охоты в качестве основы своего существования. На сегодняшний день проставлено 180 отметок, соответственно восстановлены права 180 охотников республики на традиционную деятельность.
Одной из главных тем Константин Роббек назвал вопрос наложения охотничьих угодий КМНС на особо охраняемые природные территории. В конце декабря 2022 года Якутской природоохранной прокуратурой поданы административные исковые заявления в отношении 7 охотничьих угодий, которые имеют наложение на зоны покоя земель ООПТ. Вопрос весьма сложный и в случае принятия судом решения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, охотничьи хозяйства останутся без большей части своих угодий. Некоторые из них фактически лишатся охотничьих угодий и соответственно останутся без средств существования. Минэкологии в настоящий момент проводит работу по устранению допущенных ошибок и наложения зон покоя ООПТ на охотничьи угодья.
Уполномоченный также подчеркнул, что обращения по вопросам традиционной охоты и рыболовства всегда остаются особо актуальными. Как показывает практика, такие вопросы всегда сложные и требуют долгого и кропотливого разбирательства. Невзирая на достаточно серьезные совместные усилия, предпринимаемые и органами государственной власти и активистами общественного движения, в повседневной жизнедеятельности представители КМНС и их общины регулярно сталкиваются со сложными моментами в вопросах реализации прав и законных интересов. Ярким свидетельством этих ограничений Уполномоченный назвал уголовное дело в отношении охотника-эвенка П. из Алданского района. Он подвергается уголовному преследованию с марта 2020 года по статье 258 УК РФ «Незаконная охота». Хотя следственные органы не раз выносили постановления о прекращении уголовного преследования, прокуратура района отменяла данные постановления. Несмотря на усилия немалого количества правозащитников из числа должностных лиц республиканского и российского уровня, дело было передано в районный суд. Такие случаи, как правило, не только вызывают большой общественный резонанс, но и вызывают негативную реакцию местного населения, которые считают несправедливыми чрезмерную бдительность контролирующих органов.
Как уже отмечалось ранее, корень решения этих и других подобных случаев «незаконной» традиционной охоты и рыболовства, как и ряда других вопросов реализации особых прав коренных малочисленных народов Севера кроется в утвержденном распоряжением Правительства перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, ограниченном границами сельских поселений.
По информации Уполномоченного, за 2022 год Минарктики РС (Я) проведено 12 этнологических экспертиз в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования КМНС. Кроме того, на начало 2023 года в работе Минарктики находится 10 проектов на организацию проведения этнологической экспертизы. Общее количество проведенных этнологических экспертиз - 48. Общий размер оцененных убытков с 2022 год составляет - 50 486 596,00 рублей, невыплаченные убытки - 50 486 596,00 рублей.
Елена Голомарева в своем содокладе отметила, что Якутия — первый и единственный регион России, где с 2010 года действует закон об этнологической экспертизе – оценке влияния промышленного освоения на исконную среду, образ жизни, традиционную хозяйственную деятельность коренного населения. С 2010 года проведено 49 этнологических экспертиз, общий объем выплат родовым общинам превысил 1 млрд. рублей. В 2022 году проведено 12 этнологических экспертиз, в работе находятся 8 проектов, в т.ч. проведены ОВЭС и этнологическая экспертиза строительства атомной станции малой мощности в п. Усть-Куйга.
Народный депутат Алексей Колодезников задал уточняющий вопрос: эффективны ли существующие механизмы расчета этнологической экспертизы, чтобы убытки недропользователями выплачивались вовремя?
Константин Роббек ответил, что заказчик сначала оплачивает сбор в бюджет республики, затем проводится конкурс на поиск исполнителя этнологической экспертизы среди тех организаций, которые занимаются данным видом деятельности. «Если бы проведение экспертизы происходило по заявке недропользователя, то невозможно было бы исключить коррупционный фактор. Но по многим проектам возникают определенные трудности, поскольку есть недропользователи, которые приезжают не на один-два года, а на 10-15 лет. Есть замороженные проекты, к примеру, Канкунская ГЭС, которую собирались строить на границе Нерюнгринского и Алданского районов Якутии. И механизм расчета убытков при проведении этнологической экспертизы проводится по-разному: иногда это единоразовые выплаты или делаются ежегодные расчеты, в зависимости от сроков эксплуатации этих земель, воздействия на исконную среду обитания», - сообщил он.
Также Уполномоченный добавил, что недавно министерством по развитию Арктики и делам народов Севера внесены изменения в закон об этнологической экспертизе, согласно которому заключение ЭЭ направляется теперь в Совет представителей коренных малочисленных народов при Главе республики для заключения соглашения о возмещении убытков, в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания.
Также прозвучала обеспокоенность своих избирателей по поводу строительства на исконных землях национального наслега Хатыстыр Алданского района объектов с признаками самовольного строительства, поскольку никто не знает, с какой целью они начали свою деятельность на территории данного наслега.
Депутаты поинтересовались: ведется ли реестр представителей коренных малочисленных народов Севера, занятых в традиционных видах хозяйственной деятельности и какой орган исполнительной власти должен заниматься этой проблемой.
Уполномоченный пояснил, что сегодня Федеральное агентство по делам национальностей проводит работу по формированию списка граждан, относящихся к коренным малочисленным народам России. «Всего в нашей республике проживает 42 тыс. представителей коренных народов, из них на сегодня подано более 10 тыс. заявлений. К сожалению, аппарат Уполномоченного столкнулся с тем, что органами государственной власти не ведется точный учет представителей коренных малочисленных народов Севера, занятых в традиционных видах хозяйственной деятельности. К примеру, во время частичной мобилизации появились определённые проблемы в этом вопросе при защите прав граждан, занятых в традиционных отраслях, которые на тот момент надо было оперативно решать. Такой реестр необходим для указания национальной принадлежности, пенсионного обеспечения, установления права для замены военной службы на альтернативную гражданскую и других случаев», - ответил он.
Было отмечено, что Арктическая зона занимает 1/5 часть территории РФ, а 13 арктических улусов 1/3 часть республики. И без действенной правовой защиты не может оленевод противостоять могущественному недропользователю. «А на повестке – стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, которая обозначена как приоритетная задача государства. Поэтому нужно сегодня создавать комфортные условия прежде всего коренным жителям Арктики, никто кроме них не может там выживать и охранять свои территории», - пояснили депутаты.
Народные избранники придерживаются мнения, что каждый недропользователь, который ведет свою деятельность на исконной земле коренных народов, обязан выстраивать взаимоотношения с народами, населяющими эти территории испокон веков. Это прописано в Конституции РФ. Подписание соглашения имеет большое значение не только для развития наслега, района, но и для повышения имиджа и доверия к компании со стороны коренных народов. К примеру, «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз» сегодня выступают примером социально ответственных предприятий, строят социальные объекты, дороги, создают новые рабочие места. Они соответственно пользуются большим уважением местного населения.
Спикер парламента Алексей Еремеев задал уточняющие вопросы по пункту 3 проекта постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), где предлагается рассмотреть вопрос разработки проекта федерального закона о запрете пользования недрами и о досрочном прекращении права пользования недрами в случае наличия отрицательного заключения этнологической экспертизы.
Елена Голомарева пояснила, что для установления ущерба, защиты прав и интересов КМНС необходим федеральный закон об этнологической экспертизе. Пока его нет. Федеральное агентство по делам национальностей и Якутия, имеющая право на законодательную инициативу, подготовили свои варианты законопроектов. В документе, разработанном ФАДН, объектом этнологической экспертизы выступают объекты этнокультурного наследия граждан РФ. У законопроекта, инициированного Якутией - это исконная среда обитания малочисленных народов.
После обсуждения Алексей Ильич сообщил, что разработать и протолкнуть новый проект федерального закона в Госдуму - задача нелегкая и долгая. Он предложил создать рабочую комиссию, чтобы детально обсудить все моменты, прояснить ситуацию. Затем рекомендовать конкретному субъекту законодательной инициативы разработать отдельный проект закона по этнологической экспертизе, либо внести соответствующее изменение в ФЗ «О недрах», чтобы четко было прописано о досрочном прекращении права пользования недрами в случае наличия отрицательного заключения этнологической экспертизы. «Разные подходы к экспертизе надо устранить и это будет одним из немногих рычагов влияния на недобросовестных недропользователей», - заключил спикер парламента.
После обсуждения народные депутаты решили принять к сведению доклад о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в РС (Я) за 2022 год.
Пресс-служба Ил Тумэна