Алексей Еремеев: Только консолидированный и сплочённый народ может идти вперёд, ведь тогда у него есть будущее

11 минут
Алексей Еремеев:  Только консолидированный и сплочённый народ может идти вперёд, ведь тогда у него есть будущее
В Намском районе состоялось выездное заседание Совета представительных органов муниципальных образований при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

На заседании участники обсудили актуальные вопросы по усилению роли представительных органов муниципалитетов в социально-экономическом развитии республики: о ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики; о подготовительных мероприятиях к III Съезду депутатов представительных органов муниципальных образований республики; о Федеральном законе № 33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» и изменениях в системе местного самоуправления.

Поприветствовав участников выездного заседания, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Алексей Еремеев отметил, что участниками выездного заседания являются практически все председатели представительных органов республики. Спикер подчеркнул, что одним из важнейших вопросов текущего года стало обсуждение субсидий выделяемых организациям коммунального комплекса (далее - ОКК) и всего жилищно-коммунального комплекса республики: «Пример «Намкоммунтеплоэнерго», который отделился от системы ЖКХ республики еще в 2015 году, является одним из положительных на территории республики. Не стоит отрицать, что имеются свои проблемы о которых нам сегодня подробнее сообщат коллеги, но для решения стратегических вопросов необходимо изучить перспективы всей сферы жилищно-коммунального комплекса».

Далее спикер парламента Якутии отметил необходимость консолидированного подхода при разработке и принятии республиканского законопроекта о местном самоуправлении в связи с принятием нового федерального закона № 33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

«Федеральный закон принят 19 июня, его основные положения вступили в силу. Некоторая часть положений вступит с 1 января 2027 года. Руководством республики принято решение, что мы должны в этом году полностью подготовить всю нормативную базу для того, чтобы в 2026 году муниципалитеты могли внести соответствующие изменения в свои уставы».

Он отметил, что, в первую очередь, парламент Якутии волнует передача государственных полномочий, которые на данный момент расписаны в федеральном законе для одноуровневой системы органов местного самоуправления, так как возможность остаться на двухуровневой системе , чему и последовала республика, была предусмотрена федеральным законодателем уже перед принятием закона. Вторым моментом требующей тщательной отработки и выверенного решения, спикер парламента Якутии отметил вопрос формирования органов местного самоуправления и выборы представительных органов.

«Прежде всего должно быть составлено правильное понимание, что люди продолжают избирать своих депутатов как на сельском, так и на районном уровнях. А что будет с выборами глав? Кто будет их избирать? Существует возможность выбора между прямым голосованием населения, либо же избранием глав представительными органами муниципальных образований. На сегодня позиция профильного комитета парламента и позиция руководства республики заключается в необходимости утверждения глав представительными органами, таким образом, их ответственность будет сильно повышаться. Ведь тогда избранные населением депутаты будут нести ответственность перед гражданами за формирование органов власти», - сказал Алексей Еремеев.

По первому вопросу повестки министр жилищно-коммунального хозяйства республики Вячеслав Емельянов представил доклад на тему «О ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в РС(Я)», в котором он сообщил об объемах субсидий организациям ОКК на межтарифную разницу, контролем за соблюдением порядка и условий предоставления субсидий, а также о ситуации в сфере ЖКХ по Намскому району.

По представленной им информации, в 2025 году окупаемость коммунальных услуг платежами населения в среднем по республике составляет 24%, в разрезе муниципальных образований наибольшее значение приходится на г. Якутск (68%), по Намскому району – 18%.

Далее министр рассказал об итогах проведенных 49 проверок организаций коммунального комплекса за 2024 год. Охват суммы представленных субсидий составил порядка 12,1 млрд. рублей, при этом выявлена сумма необоснованно начисленных и выплаченных субсидий в размере 220 млн. рублей (1,82% от охваченной проверками суммы). Наибольшие нарушения выявлены в части несоответствия выгруженных объемов с показаниями прибора учетов – 82 млн. рублей (37%).

Получателями субсидий по Намскому району в 2025 году являются 2 организации: АО «Намкоммунтеплоэнерго» и ООО «Эрэл». В разрезе муниципальных образований наибольшая субсидия приходится на Ленинский наслег (с. Намцы). При этом задолженность потребителей Намского улуса составляет 86.5 млн. рублей, в том числе просроченная – 39 млн. рублей.

В конце выступления министр ЖКХ республики, напомнив о Персональном поручении Главы РС(Я), озвучил предложения к Правительству РС(Я) и МО «Намский улус».

С информацией о состоянии АО «Намкоммунтеплоэнерго» сообщил генеральный директор учреждения Николай Игнатьев. Он рассказал, что предприятие на данный день обслуживает 51 котельную из которых 43 работают на газовом топливе и 8 – на угольном. За 2024 год выручка составила порядка 823 млн. рублей.

«Динамика изменения финансовых показателей показывает положительный эффект проведенных мероприятий по реализации Инвестиционной программы с 2012 года. Это отразилось на финансовых показателях предприятия. Однако с 2020 года наблюдается недофинансирование», – сказал Николай Игнатьев.

Основными причинами ухудшения финансового состояния он выделил: недостаточность тарифных источников ввиду сдерживания регулируемых тарифов в период с 2019-2023 гг (средний рост на 2% в год); дебиторскую задолженность потребителей за использованные коммунальные ресурсы; отсутствие финансовых средств на операционную деятельность.

В свою очередь, председатель профильного комитета Госсобрания Ил Тумэн Александр Корякин остановился на мероприятиях по парламентскому контролю над сложившейся ситуацией в сфере ЖКХ.

«Причины сложившейся ситуации всем известны – это рост стоимости топлива, высокая кредитная ставка, рост стоимости электроэнергии, транспортных расходов и так далее. И вот все эти проблемы привели к тому, что на разных площадках рефреном стала звучать мысль – если ничего не предпринять сейчас, то через несколько лет весь бюджет Якутии будет уходить только на выплату заработных плат и субсидий жилищно-коммунальному комплексу. На все остальное денег не будет», – отметил в выступлении Александр Корякин.

Он сообщил о проведенных на уровне парламента республики мероприятиях, в частности, о том, что по итогам парламентских слушаний в Правительство РФ было направлено обращение о необходимости регулирования цены на уголь для отрасли ЖКХ Дальневосточного федерального округа.

Завершая выступление, Александр Корякин озвучил рекомендации органам местного самоуправления: проведение актуализации схем телоснабжения, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов и обеспечение их синхронизации с генеральными планами и программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; усилить контроль над эффективным внедрением системы энергосбережения муниципальными учреждениями.

Участники выездного заседания, заслушав выступления докладчиков, задали вопросы о причинах отмены предоставления субсидий на вывоз жидких бытовых отходов, об обеспечении теплосетями до частных домов участников СВО, о сроках предоставления субсидий организациям ОКК в текущем году и замене котлов в котельной «65 лет Победы» Жиганского района, где зимой этого года произошла аварийная ситуация, связанная с остановкой работы котельной.

На все вопросы ответил министр ЖКХ Вячеслав Емельянов. По первому вопросу он пояснил, что в 2024 году по представлению прокуратуры коммунальная услуга по вывозу жидких отходов как таковая была отменена. В связи с этим, понимая социальную напряженность, создающуюся в таких условиях, МинЖКХ с Государственным комитетом по ценовой политике выработали рекомендуемую цену для вывоза жидких бытовых отходов для частных компаний. По вопросу проведения теплосетей к частным домам семей участников СВО, министр ответил, что каждая из данных заявок не остается без внимания. При наличии технических возможностей такое подключение происходит сразу, однако, если такой возможности нет, то заявки решаются индивидуально, например, посредством установки керамических электронагревательных приборов.

Вячеслав Емельянов по вопросу выплат субсидий ОКК ответил, что имеется кассовый план и в связи с дефицитом средств по данному направления принято решение о поэтапном возмещении финансирования. В первую очередь субсидии получила самая крупная организация – ГУП «ЖКХ», остальные 168 предприятий получат субсидии в зависимости от приоритетного положения, в частности, от финансового состояния организаций. Все перечисление субсидий в размере 34 млрд. рублей по организациям ОКК уже внесено в план до конца года.

По последнему вопросу министр ЖКХ отметил, что в рамках ремонтной программы в этом году предусмотрено дополнительные 54 млн. рублей на замену 4 котлов котельной «65 лет Победы» в с. Жиганск и пострадавшей от пожара котельной в с. Бестях Жиганского района.

Вторым вопросом повестки на заседании участники обсудили подготовительные мероприятия к III Съезду депутатов представительных органов муниципальных образований республики, о котором сообщил председатель постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по государственному строительству и законодательству Афанасий Владимиров.

Последним вопросом выездного заседания стало рассмотрение реализации Федерального закона № 33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» и соответствующих изменениях в системе местного самоуправления в республике. С информацией по вопросу выступил председатель постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по местному самоуправлению Владимир Прокопьев.

В своем докладе он отметил, что новый федеральный закон сохраняет преемственность действующего 131 федерального закона, при этом дает право субъектам самим определять алгоритм управления.

«Федеральный закон вступил в силу и до конца этого года мы должны принять закон республики о местном самоуправлении. До 1 января 2027 года должны быть внести соответствующие изменения в уставы муниципальных образований. Что касается полномочий, то конечно они не могут быть отражены в одном нормативном документе. У каждого муниципального образования в зависимости от территории, количества проживающих граждан, доходов бюджета и географического расположения имеются свои особенности, поэтому государственные полномочия в муниципальные образования будут передаваться исходя из возможностей каждого муниципального образования», – отметил Владимир Прокопьев.

Кроме того, он сообщил о нововведениях при формировании органов местного самоуправления.

«Нами еще рассматриваются варианты избрания глав муниципальных районов. Существует 4 варианта избрания: из числа глав сельских поселений, путем рассмотрения кандидатур на конкурсной комиссии; вариант избрания из числа лиц, чьи кандидатуры были внесены по представлению Главы РС(Я) и утверждающиеся представительными органами муниципальных образований; представительными органами из своего состава; либо же на муниципальных выборах. То есть федеральный закон даёт право субъектам самим определить модель избрания глав муниципальных образований», – сообщил Владимир Прокопьев.

Спикер парламента Якутии Алексей Еремеев пояснил коллегам, что предстоит колоссальная работа в связи с изменениями вносимыми новым федеральным законом. Он подробнее рассказал о «дорожной карте» вносимых изменений и отметил, что до внесения проекта республиканского закона необходимо внесение изменений в Конституцию Республики Саха (Якутия): «Конституционной процесс предусматривает определенные процедуры и временные рамки. Согласование данных изменений должно пройти через регистрацию Госсобрания Ил Тумэн, быть направлено в конституционную комиссию республики, где она будет обсуждаться с политическими партиями- членами комиссии. Неоднократно будут созданы рабочие группы внутри конституционной комиссии, должны быть выработаны рекомендации и пройти голосование. После выработки единая инициатива поступит в парламент Якутии от имени высшего должностного лица - Ил Дархана. Следует учесть, что изменения в основной закон вносится не простым решением большинства, а голосованием «за» не менее 2/3 от общего числа народных депутатов, то есть конституционным большинством», - сообщил спикер.

Кроме того, Алексей Еремеев отметил, что работа предстоит обширная и по причине того, что республика избрала остаться в двухуровневой системе местного самоуправления, тогда как новый федеральный закон достаточно подробно описывает лишь модель для одноуровневой системы. Таким образом, выработка всех изменений в республиканском законе будет концептуальна, широко обсуждена и выверена.

«Коллеги, представительные органы, я очень надеюсь, что вы будете проводниками этой политики на местах. Настало время нам развиваться. Стоит признать, что авторитет муниципальной и государственной власти на низком уровне. Существующая разобщённость среди населения зашкаливает, но нам крайне необходима консолидация. Только консолидированный и сплочённый народ может идти вперёд, ведь тогда у него есть будущее. Другого не дано. Авторитет властных структур снижен и за счет разобщенности населения на выборах глав муниципальных образований: и на уровне села и до уровня муниципальных районов. Поэтому мы должны быть в авангарде этого процесса», - обратился к членам Совета представительных органов спикер парламента Якутии.

По итогам выездного заседания членами Совета были приняты рекомендации, в частности, Правительству республики рассмотреть предоставление льготных кредитов, займов предприятиям коммунального комплекса, изыскать бюджетные ассигнования для финансирования за первое полугодие организациям ОКК на межтарифную разницу в полном объеме. Муниципальным органам было рекомендовано усилить контроль за проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных образований и другое.

Участники заседания считают, что предложения, выработанные по итогам работы, нацелены на принятие конкретных мер для дальнейшего развития республики и помогут решить актуальные проблемы.

В мероприятии приняли участие народные депутаты Якутии Афанасий Владимиров, Юрий Николаев, Владимир Прокопьев, Антонина Григорьева, Александр Корякин, Александр Атласов, Андрей Находкин, Алена Атласова, Георгий Балакшин, Андрей Николаев, Елена Голомарева, Игорь Григорьев, Эдгар Константинов, а также представители Администрации Главы и Правительства РС (Я), депутаты представительных органов муниципальных образований, главы муниципальных образований, представители республиканских министерств, ведомств и др.
Пресс-служба Ил Тумэна