«Якутоптторг» в два раза увеличил поставки продуктов в Арктику и снизил их стоимость

472
4 минуты
«Якутоптторг» в два раза увеличил поставки продуктов в Арктику и снизил их стоимость
Методы и способы доставки продуктов в арктические и отдаленные северные населенные пункты республики вызвали бурные обсуждения. Многие стали изливать желчь, комментируя количество фруктов и овощей, доставшееся жителям далекого эвено-бытантайского села Джаргалах. А вчера увлеченно обвиняли всех и вся за то, что овощи в село Береллех Аллаиховского улуса были доставлены необычным способом – с помощью парашютов, «мол, так и собакам кость не кидают».
Вероятнее всего, что практически все они не то, чтобы не знакомы со всеми сложностями жизни в заполярных условиях и не понимают насколько бесценны и долгожданны «зеленые рейсы», но даже и не представляют где эти населенные пункты находятся.
Не знают они, что развалившаяся вместе со страной схема доставки продуктов «на севера», что особенно сложно скоропортящихся, к которым относятся фрукты и овощи, так и не была восстановлена. Существовавшая сеть малых аэропортов в селах также была предана забвению. Таким образом, «зеленые рейсы» по сути не организовывали вот уже три десятка лет.
И что за отсутствием иной альтернативы северяне вынуждены были покупать «золотые» плоды. К примеру, этим летом в селе Русское Устье Аллаиховского же района килограмм арбуза «у частников» стоил 750 рублей, кило огурцов – 990, а помидоров – и вовсе 1250 рублей.
Между тем, АО «Якутоптторг», два с небольшим года назад взявший новый курс, уже сейчас совершил если не революцию, то мощный прорыв в арктической логистике. Общество претворяет в реальность схемы доставки жизненно важных грузов для населения доселе не применявшиеся не только в Якутии, но и в целом по стране. Благодаря чему удалось уйти от схемы, дававшей 355 рублей транспортных расходов на каждый килограмм продуктов, то есть снизить стоимость социально значимых продовольственных товаров. И как следствие, почти в два раза увеличить объем обеспечения Арктики: если до 2020 года общий объем завоза составлял 6 000 тонн, то теперь он равен 10 000 тоннам.
И, пожалуй, красноречивей всего об эффективности работы скажет конечный результат работы предприятия – стоимость продуктов, по которой жители арктических и северных населенных пунктов покупают в сети «Якутоптторга». А она такова, что не сильно отличается от цен в столице республики:
Лук репчатый – 75 руб;
Картофель – 74 руб;
Морковь – 80 руб;
Морковь – 80 руб;
Свекла – 80 руб;
Капуста свежая – 50 руб;
Арбузы – 135 руб;
Яблоки свежие (зеленое) – 172 руб;
Яблоки свежие (красные) -132 руб.
Также приведем сравнительный анализ розничных цен на основные продукты от «Якутоптторга» и «частников» в райцентрах (в селах стоимость гораздо выше, но и наличие не гарантировано).
Мука – 43,93 руб (ЯОТ), 62 (частники);
Сахар песок – 86,5 руб (ЯОТ), 110 (частники);
Рис – 85 руб (ЯОТ), 118 (частники);
Гречка – 100 руб (ЯОТ), 110 (частники);
Сгущенка – 87 руб (ЯОТ), 110 (частники);
Соль – 29 руб (ЯОТ), 49,5 (частники);
Макароны – 87 руб (ЯОТ), 91 (частники);
Масло растительное – 195 руб (ЯОТ), 230 (частники).
Видео с «парашютной доставкой Береляха» и фото «трех виноградин Джаргалаха» - это лишь часть огромной работы, проводимой предприятием. Лишь констатация пары рейсов. В Джаргалах запланированы еще два, таким образом заказ наслега будет выполнен.
«Бомбардировка продуктами», как успели обозвать видео из Берелеха, предпринята по той причине, что глава Аллаиховского улуса в отличие от коллег соседних муниципальных образований по непонятным причинам проигнорировал обращение координатора проекта – миниарктики о необходимости привести авиаплощадки сел в необходимый порядок. Воздушным судам здесь ни сеть, ни взлететь нет никакой возможности. «Из Колымской, Янской и Индигирской группы районов площадки восстановлены кроме Аллайхи. Парашюты – это вынужденное решение. Надеемся в следующем году авиаплощадки будут готовы, ведь перспективы эксплуатации авиаплощадок для доставки почты, срочных грузов, пассажирских перевозок велики. Что касается Джаргалаха, мы раньше времени, не дожидаясь всего объема поступления продуктов, объявили. Что конечно, было ошибкой», - сказал генеральный директора АО «Якутоптторг» Николай Алексеев.
И в завершение добавим, всего по Янской и Индигирской группе улусов запланировано 43 рейса, 10 из них успешно выполнены. Далее «Якутоптторг» сосредоточится на Колымской группе, в которой имеется отдельный план.
А далее – работа на зимниках, ведь создаваемые предприятием торгово-логистические центры оснащены современным оборудованием, позволяющим долгое время хранить завезенные в навигацию овощи и не только. Один из таких вчера открылся в поселке Белая Гора Абыйского улуса.