Параметры будут уточняться
Конкретно по 2026 году параметры бюджета выглядят следующим образом — доходы 309,7 млрд, расходы 317,3 млрд, дефицит 7,5 млрд рублей. Проект был рассмотрен на заседании парламентских комитетов и на публичных слушаниях. При этом в комитете по вопросам КМНС и делам Арктики документ в представленном виде не поддержали.
Ранее, представляя проект бюджета в парламенте, и.о. министра финансов РС(Я) Иван Алексеев неоднократно подчеркивал, что это рабочий вариант и в окончательном виде параметры будут уточнены после принятия Госдумой федерального бюджета. Этим объяснялось отсутствие конкретных сумм по ряду региональных программ, например, по развитию арктических районов.
В этот раз Алексеев сообщил, что ко второму чтению, которое состоится в конце ноября, федеральная поддержка в виде дотаций на выравнивание ожидается в объеме 73,2 млрд и на сбалансированность 3,3 млрд рублей. «Это уже утвержденные цифры, соответственно, они увеличат нашу доходную и расходную части», — подчеркнул он.
Одновременно глава регионального Минфина предупредил о корректировке доходов из-за обновленного макропрогноза: средний курс доллара в расчетах снижается до 92,20 руб., что уменьшит поступления по НДПИ и налогу на прибыль с добывающих компаний. Уточнение прогнозов по объемам добычи также может отразиться на доходной базе.
Резервы есть
Отдельный блок — межбюджетные отношения и НДФЛ. После введения прогрессивной шкалы в 2025 году муниципалитеты заявили о недополучении доходов. Правительство подтвердило готовность вернуться к вопросу возврата нормативов отчислений по НДФЛ, но настаивает на полном анализе фактического исполнения по итогам года, поскольку прогрессивная шкала формирует основную прибавку в конце года (зарплаты, премии). Принципиальное решение предполагается оформить изменениями в закон о бюджетном устройстве, отметил и.о. министра.
Часть острых вопросов касалась госпрограмм. Депутаты акцентировали, что в представленном проекте по образованию проходит «минус 12,5 млрд рублей» к текущему году. На это Алексеев ответил, что сравнение «год к году» некорректно из-за разовых инвестрасходов и неодинакового объема федерального софинансирования (в 2025-м он выше), но пообещал при распределении дополнительных дотаций усилить программу образования.
Обсуждалась и нашумевшая тема возможной оптимизации штатной численности в системе образования. Правительство заявило, что планирует фонд оплаты труда исходя из действующего штатного расписания, а акцент делает на повышении эффективности, а не на «сокращениях ради сокращений». С 1 января 2026 года по целевым категориям бюджетников (по «майским указам») предусмотрено увеличение минимального размера оплаты труда на 2,7%, а с 1 июля по прочим категориям на 5,4%. «Весь объем зарезервированных средств составляет 36,3 миллиарда рублей. И они в следующем году тоже будут распределены по госпрограммам. И, соответственно, расходы по госпрограммам вырастут на эту сумму», — сказал Алексеев.
На этом фоне более оптимистично выступил народный депутат Иван Луцкан, заявивший, что удалось добиться значительного увеличения средств на льготные лекарства. «Я неоднократно акцентировал внимание правительства и главы республики на проблеме нехватки финансов на льготные препараты. И результат не заставил себя ждать — наш голос был услышан. В 2026 году на эти цели будет направлено дополнительно более 4,5 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на обеспечение жизненно важными препаратами наших льготников», — сказал депутат.
Достаточно острый вопрос — финансирование сельского хозяйства. Напомним, с этого года в республике действует новый механизм, когда деньги напрямую направляются из госбюджета в районы. Но, по словам депутатов, селяне жалуются на задержку оплаты за сданное молоко. Депутат Алексей Колодезников выдвинул предложение — четко зафиксировать в бюджете поквартальные графики субсидирования по сезонам (посевная, заготовка кормов, расчеты за молоко), чтобы районы не становились «крайними» из-за кассовых разрывов.
Отдельно нужно отметить арктический блок. Напомним, что единственным, кто отклонил проект бюджета на этапе предварительного рассмотрения стал именно профильный комитет парламента. Беспокойство депутатов выразила глава комитета Елена Голомарева: «Как мы могли проголосовать «за», если в расходной части стоят «нули»? Кроме этого жители арктических и северных районов в этом году столкнулись с отсутствием субсидированных авиабилетов, пустыми полками в магазинах торгово-логистических центров, призванных стать главными источниками продуктов. Как сказал депутат Евгений Слепцов, если в прошлом году в Среднеколымский улус было завезено 160 тонн продовольствия, то в этом году только 40 тонн: «прилавки пустые, овощи совсем не пришли».
Глава Минфина сообщил, что по АО «Арктическая торгово-логистическая компания» в этом году объем общей господдержки составляет около 500 млн рублей. Большая часть, порядка 460 млн, уже доведена. «Остаток составляет 44 миллиона рублей, я наизусть помню эти цифры. Мы должны в ближайшее время эти средства довести. В 2026 году предусматривается 100 миллионов в виде бюджетного кредита и по 70 миллионов госгарантий ежегодно на трехлетний период», — сказал Алексеев.
Правительство от мер по субсидированию авиабилетов не отказывается, долги текущего года постарается закрыть в пределах кассовых возможностей и экономии. «Действительно, в этом году, когда мы формировали бюджет текущего года, мы не заложили необходимый объем финансирования. Но задачу с нас никто не снимает, потребность есть, задолженность есть, мы ее должны профинансировать. Но какую сумму, конкретно сколько мы сможем найти до конца года, я сейчас озвучить не смогу, потому что это зависит от многих факторов», — признал и.о. министра финансов.
Резонанс вызвала тема налоговых льгот для крупных промышленных компаний. По словам депутатов, в то время, когда в республике налоговое давление ощущает средний и малый бизнес, урезаются бюджетные расходы, крупные недропользователи мало того, что получают прибыль извлекая природные богатства, но еще и освобождаются от налогов, которые должны пополнять региональный бюджет, строят дороги, аэропорты ограничивая их использование местными жителями. Отвечая на вопросы депутатов о возможности взыскания штрафов с этих компаний за негативное воздействие на природу, председатель Счетной палаты РС(Я) Алена Федорова отметила, что «по большому счету, у многих наших муниципальных образований нет даже возможности выехать туда». «Например, в Ленском районе (центр нефтегазодобычи — ред.) Там в принципе везде закрыто. Вы просто так туда даже через службы безопасности не пройдете, чтобы что-то увидеть. Поэтому есть смысл этот вопрос отдельно рассмотреть в парламенте республики», — констатировала Федорова.
Задание правительству
Итог первого чтения — процедурно позитивный для правительства, но с жестким политико-техническим «домашним заданием». Кабинету министров рекомендовано сбалансировать программные расходы, в частности, в сфере образования, сельского хозяйства, поддержки Арктики, перестать «маскировать» структурные риски 2025 года за счет 2026-го. В том числе по ряду социальных направлений — задолженности по региональному семейному капиталу, очередности по жилью для детей-сирот, выплате денежных компенсаций многодетным семьям взамен земельных участков.
«Когда мы принимали бюджет 2024 года и текущего 2025-го таких выступлений в первом чтении не было. Сегодня 18 депутатов выступило и практически ни одного положительного не было. Это тревожный симптом. Поэтому Минфину перед вторым чтением необходимо найти общий язык с депутатами, чтобы 26-27 ноября бюджет все-таки приняли», — предупредил спикер парламента Алексей Еремеев.
Источник: Руслан Басыгысов, газета «Ил Тумэн»
https://sakhaparliament.ru
Фото Василия Кононова